Критики vs Драматургов #школа_современной_пьесы #критикипротивдраматургов В понедельник дюжины февраля в театре «Школа современной пьесы» прошел баттл «Критики против драматургов». Обсуждали пьесу Александры Фоминой «Трейнспоттер». Были также и Иосиф Райхельгауз, вместе с Екатериной Кретовой и Натальей Якушиной. Фабула пьесы такова: в маленький железнодорожный поселок приезжают два друга, когда-то в детстве они здесь жили. Приятели идут разыскивать своего сверстника, которого в детстве они поколачивали за его странное занятие. Он целыми днями стоял у своего домика на железнодорожном переезде, смотрел на проезжающие поезда и что-то записывал. И что бы думали?! Уже взрослый мужик стоит на том же месте, у своего уже почти развалившегося домика, и опять разглядывает поезда и что-то записывает. Пацаны хотели тут же заняться привычным делом и поколотить недоумка, но что-то их остановило. Привычек не изменишь и вместо хорошей трёпки друзья решили хорошо выпить. Что говорили уже неважно, потому что читатель (или зритель) уже заинтригован! Что это за занятие: то ли это головная боль американцев – наши ракеты, которые таскают на поездах по всей стране, замаскированными под товарные вагоны и тут вот шпион, который следит за ними, то ли парень окончательно свихнулся. Длинные разговоры по тексту пьесы и уже невмоготу. Хочется встать и воскликнуть: «Ну, так в чем же дело?!!» Наконец становится ясным, что он – убеждённый трейнспоттер. Странное хобби возникшее на западе. Это человек, который наблюдает на железнодорожной станции за проходящими поездами, записывает их номера и как-то их классифицирует. Основательности этого занятия добавляет непростая техническая эрудиция нашего трейнспоттера в железнодорожном деле. Тут и асинхронный двигатель и рекуперация энергии – много чего того, чтобы вы не подумали, что это пустяки. Два чувака из большого города в этих самых длинных разговорах мучаются однообразием собственной жизни, которая им осточертела, почему они и решили вернуться в посёлок своего детства. Трейнспоттер открывает им секрет своего хобби, которое позволяет ему уравновесить такую же однообразную жизнь, но в районной сельхозтехнике. И те понимают: не надо было ходить по бабам и пить водку. Вот секрет счастливой жизни! Без иронии! Большинству выступавших критиков и драматургов пьеса понравилась за саму идею. Проблема всеобщая, драматург точно угадала тенденцию. Автора хвалили. Текст без каких-либо провалов. Реплики героев хорошо связаны между собой. Мне эта идея с хобби показалась легковесной. Вот если бы рыбалка или коллекционирование марок, то никто бы не обратил внимания. Ключ в необычности хобби, потому и внимание держится до последних страниц. Но можно ли жизненное равновесие удержать вне понятий жизнь – смерть, любовь – ненависть, верность – предательство? Далее по списку… Спорили упорно. Во второй части уже свободного обсуждения Иосиф Райхельгауз говорил о своем понимании близкой ему современной драматургии. О тех пьесах, которые оставили в нём след и память. Об артистах и театре. О вере и знании. О Высоцком и его Гамлете. Вспомнили ироничное отношение Бродского к этой пьесе Шекспира, наперекор всеобщему поклонению. Разошлись довольные друг другом.