ЧИТКА ПЬЕСЫ ЖИТКОВСКОГО
#школасовременнойпьесы
В театре «Школа современной пьесы» прошла читка пьесы Алексея Житковского «Битва за Мосул», которую привез в театр Лев Яковлев вместе с тремя молодыми актрисами и режиссером спектакля. Пришли послушать, обсудить пьесу десятка два самых разных людей: драматурги, театральные критики, актеры. Житковский попытался создать новую (по крайней мере для себя) форму спектакля: одна часть как клише из ток-шоу пропагандистских каналов, другая – воспоминания семейной пары о встрече с беженцем из Африки, ещё одна – назидательный текст о том, что война — это плохо. И какие-то монологи. Такой вот микс. Главные герои пьесы – женщины, мужчины, иногда непонятно он или она. Безликие личности. У них нет характеров, нет внешности по тексту пьесы. И кажется, что автор пьесы сделал это намеренно, следуя давней циничной формуле о войне: «Гибель одного – это трагедия, гибель многих – это статистика». Видимо, хотел подчеркнуть болезненность темы войны для одних и равнодушие для других. Удалось не очень.
Ещё одна проблема на которую многие обратили внимание. Все знают, что тем для сюжетов не так много: жизнь – смерть, любовь – ненависть, верность – предательство… В каждом новом времени драматурги или писатели ищут какие-то новые идеи и мысли для выражения этих вечных тем. Я внимательно слушал текст пьесы, чтобы отметить какую-то глубокую мысль о войне, которая бы осталась в моем сознании. Но нет. Всё какое-то бла-бла-бла в таком гипнозирующем варианте непрекращающегося перелива слов. Поверхностные мысли вперемешку с банальными мостиками фраз.
Ну и последнее. Для меня самого, отчетливой ассоциацией этой пьесы был барабан. Гулко снаружи и пусто внутри. Как и наши телевизионные ток-шоу о войне. Хотя пьеса и ток-шоу по разные стороны этой войны.
Актрисы, которые старались изо всех сил, – расстроились, услышав, что говорят при обсуждении пьесы. Режиссер спектакля и вовсе обиделась. Она тоже немало сделала, чтобы оживить банальный текст.