ДВА ЛИЦА ПЕЛЕВИНА
#пелевин #чеховка
В московской библиотеке Чехова прошла он-лайн конференция в связи с выходом книжки Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Неожиданным для меня стал масштаб: не менее пятидесяти библиотек из разных городов России. В Москве сидели десять человек: издатели, критики, литераторы и отвечали на вопросы читателей, поочередно соединяясь с городами, остальные слушали. В основном, в городах это были тети лет пятидесяти, но иногда были и молодые. В далеких библиотеках был строгий порядок и приоритет кому задавать вопросы (как-никак с Москвой разговариваем!). Я опоздал и пришел к моменту, когда седой пенсионер (не разобрал из какого города) говорил: «И куда катится наша российская литература! В книжке мат-перемат! Ну как это можно?!». Просвещенные критики ему объяснили, что то, что сейчас мат – через пару десятков лет будет, не исключено, нормой. В книжке и вправду без стеснения о запретном, полистайте.
Кто-то спросил, почему нигде нет изображения Пелевина, его фотографии? Я не знал об этом и новостью для меня был спич издателя, который сказал, что в нашем мире можно найти только две фотки Пелевина, да и то, двадцатилетней давности. После чего кто-то заметил, что может Пелевина вообще в природе уже нет, помер, а вместо него пишет другой человек? Было много приглаженных, аккуратных вопросов (Скорее всего заранее проверенных и разрешенных. Как бы не опозорится перед Москвой! Библиотеки ведь бюджетные.) Кто-то спрашивал будет ли Пелевин классиком. Ему ответили, что бог весть какие люди будут лет через двадцать и что им будет нравиться.
По мне так Пелевин это человек с двумя лицами. На филфаке МГУ его любят и обожают (не знаю все ли). Но только его короткие рассказы. Они, действительно, как путь к самому дорогому банковскому сейфу: открываешь одну дверь с кодовым замком, за ним другая, потом третья… Вот литературоведы и упражняются в поиске и отгадывании вторых, третьих, четвертых смыслов закодированных в его рассказах. Им это интересно.
Романы его – это совсем другое. Это чтиво. Конечно, перо его легкое, стиль безупречный, повороты сюжетов неожиданные. В общем он прекрасно владеет тем, что писатели называют литературным ремеслом. Но ни в одном из его романов нет глубокой идеи. И нет того, чего нельзя прочесть в Википедии. Последняя книжка это иллюстрирует. Язык Пелевина… Придите в парк Горького в субботу-воскресенье, когда там собирается молодежь из подмосковных городков и прислонитесь к какой-нибудь компании десятиклассников. Вот там и услышите язык Пелевина: с матерком, с понтами… Пелевин - он мимикрирует под молодежь, вот под ту о которой я сказал. Он не напрягает их глубокими мыслями, они этого не хотят. И потому между ними дружба и любовь.
Ну вот смотрите, какую издатели Пелевина забабахали промоушен: интернет-конференцию с множеством городов России. Ну и понятно, книжка, хоть и небольшая, а стоит ведь 700 рубликов… Надо напрячь народ.